В парламентах мира депутатский запрос считается важным институтом, служащим оперативному и качественному решению проблем общественного и государственного строительства. Однако, в нашей стране наблюдается ряд недостатков и недочетов в данном вопросе, что вызывает потребность внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство.
Депутаты Законодательной палаты выступают с предложением о внесении таких обязательных норм, как написание ответного письма на запрос парламента, депутата или сенатора, подписание запроса лицом, на чье имя он был отправлен, или лицом, выполняющим его функции.
Наблюдаются отдельные случаи безответственного и небрежного отношения должностных лиц к запросам депутатов, когда на данные запросы отвечают не должностные, а другие лица, не имеющие на это полномочий. Так, на 175 из 242 депутатских запроса, направленных в 2019 году на имя руководителей различных организаций и ведомств, были получены от их заместителей, 13 – от руководителей низовых звеньев организаций, 2 – от должностных лиц других организаций. О чем это говорит?! О безответственном отношении должностных лиц к запросам депутатов, или же о желании уйти от ответственности? …
Здесь следует отметить другой важный вопрос. Депутатский запрос должен быть во имя дела, а не во имя запроса, быть обращен к конкретному лицу и содержать конкретную проблему. Депутаты должны эффективно пользоваться правом запроса. Во время заседаний нашей фракции в процессе рассмотрения вопросов, которые планируем подготовить в качестве депутатских запросов, мы наблюдаем что у нас имеются определенные недостатки и недочеты в их подготовке. Так, допускаются случаи, когда депутатский запрос по какому-либо вопросу направляется не в компетентные организации, ответственные за его решение, а в другие организации, не имеющие к нему никакого отношения, иногда вопросы депутатских запросов формулируются неправильно.
Другой важный вопрос – это недопущение использования депутатских запросов в иных корыстных целях, недопущение случаев, которые могут стать причиной коррупции. Мы – депутаты обязаны глубоко осознавать свою ответственностью за сохранение чести и авторитета парламента перед государственными ведомствами.
Безусловно, не каждый депутат владеет достаточным опытом в парламентском деле, глубокими правовыми-политическими знаниями. Однако каждый имеет возможность искать, изучать, обсуждать и советоваться.
Депутатский запрос – важная форма парламентского надзора. Его мы должны воспринимать как документ, подготовленный от имени парламента. Каждый запрос необходимо готовить тщательно на основе глубокого анализа, при необходимости выносить его на обсуждение фракции или комитета. Только так, мы сможем оградить себя от допущения ошибок, повысить статус, содержание, значимость и действенность депутатского запроса.
Следует всегда помнить, что вносить депутатский запрос - это не только полномочие, но и огромная ответственность!
Сафар ОСТОНОВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.